ФОЛЬКЛОР  

2 статьи Уразалеева Руслана, г.Омск
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР СИБИРОВ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ
Духовная жизнь сибиров (сибирских татар) хорошо представлена их богатейшим фольклорным наследием. Жанровый состав фольклора включает в себя различные предания и легенды, фантастические и бытовые сказки (йомаклар), пословицы (макалялэр) и поговорки (лыгыплар), загадки (табышмаклар), лирические и обрядовые песни (йырлар), дастаны (тастаннар) и баиты, частушки(такмаклар), мунаджаты, басни (меселэр), смешные истории (келтергецлэр) и бытовые рассказы, идиоматические выражения. Устное народное творчество сибиров уже давно привлекало к себе внимание исследователей, учёных. Именно в фольклоре народа нашли своё отражение реальная действительность, жизнь и их быт в конкретно-исторических условиях.
В научной литературе принято выделять две группы сибиров – курдакско-саргатскую и тарскую (аялинскую), проживающих на территории Омской области и Вагайского района Тюменской области.
Богатое народное творчество сибиров стало известно уже в XVII в. после присоединения Западной Сибири к Российскому государству. Отдельные памятники устного народного творчества—исторические песни, предания, легенды включены в Есиповскую, Ремезовскую и Кунгурскую летописи. В них отражена жизнь коренного тюркского населения до ханского периода, а также образование ханств с центром в Ишиме, Тюменского и Сибирского ханств, ярко отражаются события периода ханств. В XVIII в. на фольклор сибиров обратили внимание И.Э. Фишер, Г.Ф. Миллер и др. В частности в «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера приведены легенды и предания, непосредственно касающиеся территории современного проживания и расселения курдакско-саргатских и тарских (аялинских) сибиров. Это упоминания о местных правителях Он-Соме и Чинге, ханах Тайбуге и Иртышаке; предания о происхождении саргачиков, о борьбе Ермака и Кучума, легенда о ташетканском камне.
В XIX в. началось серьёзное научное изучение фольклора сибиров русскими историками, этнографами, представителями интеллигенции, интересовавшимися проблемами развития тюркских народов. Работу в этом направлении вели В.В.Радлов, И.Юшков, Г.Н.Потанин, Н.Ф.Катанов и др. Следует отметить, что ими приводились лишь отдельные тексты или пересказы содержания произведений устного народного творчества, а не весь фольклор в целом. Вместе с тем большую научную ценность представляет 4-ый том (из 12) «Образцов народной литературы тюркских племён…», посвящённый наречиям «барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар» [1872] В.В.Радлова. Как отметили известные учёные исследователи сибиров С.М.Исхакова и Ф.Т. Валеев материалы были «…приведены с сохранением фонетических, лексических и других особенностей разговорного языка коренных сибирских тюрков. Материалы тома даны по академической транскрипции, разработанной В.В.Радловым на основе русской графики».
В советской литературе сведения о фольклоре разных групп сибиров, а порой, и тексты даны в работах И.И. Авдеева и И.П. Струковой, С.В.Бахрушина, Ф.Т.Валеева и С.М.Исхаковой, Г.И.Ерёмина, Л.В.Дмитриевой, И.Ш.Кадырова, В.В.Храмовой, З.К.Лосевой, Н.А.Томилова, Ф.В.Ахметовой-Урманче, Д.Г.Тумашевой, М.А.Усманова и Р.А.Шайхиева,Х.Х.Ярмухаметова и др. В довоенные годы сбором фольклора сибиров занимались научные сотрудники отдела фольклора Татарского научно-исследовательского института истории, языка и литературы(ИЯЛИ). Эта работа продолжалась и в послевоенные годы. Собранные учёными ИЯЛИ сказки, дастаны, песни и произведения других жанров устного народного творчества сибиров были включены в 14-томное издание произведений татарского народного творчества. Большое научное значение имеет исторический дастан о Токтамыше, записанный у сибиров, в частности, у сказителя из д.Яланкуль Большереченского района Омской области Ситдика Зайнетдинова. Однако материал учёными из Казани преподносился читателям в литературной обработке, т.е. на литературном татарском языке. Таким образом, искажался первоначальный смысл, фонетико-грамматические, лексические особенности народно-разговорного языка сибиров. Естественно терялась научно-познавательная значимость собранного материала. Солидный пласт фольклорных данных по сибирам Среднего Прииртышья содержится в полевых тетрадях и папках этнографических экспедиций и практик Омского государственного университета с 1975г. по настоящее время. Записи делались как на местных диалектах с последующим переводом, так и сразу на русском языке. Кроме того, сбором и обработкой фольклорного материала занимается кафедра татарского языка и литературы Тобольского пединститута им.Д.И.Менделеева. На современном этапе некоторые сведения по фольклору курдакско-саргатских и Тарских (аялинских) сибиров можно почерпнуть из работ Ф.С.Баязитовой, Ф.С.Сайфулиной, Р.А.Вафеева, А.Г.Селезнёва, И.В.Белича, М.С.Азизовой и И.Башировой, В.И.Хайруллиной.
В фольклоре сибиров Среднего Прииртышья широко представлен жанр малых форм—пословицы и поговорки. В них отразились думы и чаяния народа, презрение к лени, праздности, трусости, восхваляется трудолюбие, стремление к знаниям, любовь к родителям и родине, бичуются людские пороки. Высмеиваются жадность, мелочность и т.д. Загадки местных сибиров являются одним из древнейших жанров фольклора. Ф.Т.Валеевым и С.М.Исхаковой установлено их почти полное совпадение с загадками, помещёнными в известном памятнике кыпчакско-половецкого(куманского) языка «Кодекс Куманикус», датированном 1303 г. Популярностью пользуются сказки о животных: «Сказка о белочке», «Сказка о кошке и собаке», «Медведь, волк, лиса». В народе хорошо сохранились предания и легенды об основании населённых пунктов курдакско-саргатских и тарских (аялинских) сибиров: Абаула, Тамбурян, Кулята, Ишаира, Карагая, Утуз, Кускун, Кипо-Кулар (Иери), Больших Туралов (Олы Уыш), Больших Мурлов (Олло Куля); об исторических личностях: о хане Кучуме и Ермаке, о Токтамыше, об Алим шейхе. В богатырских сказках о Сянгиль-Гулюке, Иляк-Алыпе, Абусаре и Хаирмане отражены столкновения с хантами, манси, казахами и русскими казаками. В некоторых сказаниях чётко прослеживаются коранические мотивы, сплетённые с доисламскими верованиями: «О сотворении мира», «О небесном боге Тэнри», «О хазрат Али», «Об Айсе Пайгамбаре», «Об Адаме и Хауве», «О пророке Мухаммеде» и пр. Практически в каждом населённом пункте проживания местных сибиров сохранились предания о распространении среди их предков религии ислама «святыми» шейхами из Бухары. Могилы «святых» (астана) окружены ореолом почитания и запретов, которые сформировались из рассказов местных жителей о разных случаях, которые якобы имели здесь место.
Лирические песни сибиров имеют много общего с музыкой других тюркоязычных народов. От татар Поволжья сибирами заимствован образ Шурале в волшебных сказках, некоторые легенды и баиты. От живших рядом казахов взят образ мудрого хитреца Алдара и любовью пользуются казахские народные песни—оленги. Ещё в дореволюционное время в среду сибиров стали проникать русские песни и другие жанры фольклора. В настоящее время русские песни сибирами исполняются одинаково наряду со своими родными. В XX в. фольклор сибиров Среднего Прииртышья обогатился новым содержанием не только за счёт включения фольклорных сюжетов окружающих народов, но и вследствие появления неизвестных раннее мотивов в некоторых жанрах. Посвящены они были событиям современной жизни или периоду Великой Отечественной войны. Широко распространились короткие песни о проводах в армию, об участии молодёжи в трудовой и общественной жизни села, о переезде из деревни в город или на север. События Великой Отечественной войны 1941-1945гг. отражены в народных баитах, таком, например, как « Песня матери и отца» (про сына, который находится на фронте), сочинённом в д.Уленкуль Большереченского района Омской области Шиховым Хусаином Мухамедъяровичем.
В заключение надо сказать, что фольклор сибиров Среднего Прииртышья включает в себя ценные в научном отношении сведения по истории, этнографии, лингвистике. Он давно привлекал к себе внимание исследователей, учёных. Но в целом в научных трудах рассматривались только отдельные жанры и тексты. На не изученность в полной мере фольклора сибиров указывали многие учёные. Этнографическими и фольклорными экспедициями в силу разных причин научными исследованиями не были охвачены некоторые населённые пункты проживания курдакско-саргатских и тарских (аялинских) сибиров. Часть фольклорного наследия местных сибиров специально искажается и преподносится сейчас на казанско-татарском языке. Более полное изучение, дальнейшая классификация, публикации раннее малоизвестных материалов из фондов Казани, Новосибирска, Тюмени, Тобольска, Томска ещё ждут своих исследователей.


МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИБИРОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА
В традиционном мировоззрении сибиров (сибирских татар) важное место занимают их мифологические представления. Отдельные сведения по данной теме содержатся в трудах таких выдающихся деятелей науки прошлого как Д.Г. Мессершмидт, Ф.И. Страленберг, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, Я.И. Линденау, В.В. Радлов, К. Ельницкий. Из современных учёных данному вопросу уделили внимание М.П. Алексеев, С.В. Бахрушин, Э.Н. Зиннер, З.А. Баширова, И.В. Белич, В.Б. Богомолов, Ф.И. Урманчеев и др. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли омские этнографы во главе с Н.А. Томиловым. За последние десятилетия ими были опубликованы работы, посвящённые отдельным проблемам, связанным с мифологическими представлениями сибиров.
Неотъемлемой частью воззрений сибиров Среднего Прииртышья являются их мифологические представления о происхождении мира. Таких мифов немного. Тем не менее, они есть. При их рассмотрении и анализе на наш взгляд правомерно придерживаться следующих моментов: 1. Космогонические представления разных групп сибиров имеют свои отличительные локальные особенности.
2. В мировоззрении сибиров отложились древнетюркские верования близкие аналогичным представлениям других тюркоязычных народов. 3. У сибиров исламские воззрения тесно переплетены с древними тенгрианскими верованиями. Это нашло отражение и в их космогонических мифах. В космогонических мифах курдакско-саргатских и Тарских (аялинских) сибиров Земля представлялась как плоское пространство или как плащ накинутый на водную поверхность. Земля расположена на рогах громадного быка—Сур пога. В свою очередь этот бык прикреплён к усам огромного рыбоподобного чудовища—Аштаха, которое плавает в безбрежном океане. Эти представления являются универсальными, и нашли своё отражение и в мифологии сибиров. Одновременно Земля считалась центром Вселенной, вокруг которой крутятся Звёзды, Луна и Солнце. Проблема происхождения Земли решалась довольно просто. Согласно одному из вариантов мифа записанного в д. Тайчи Тевризского района Омской области, в изначально существовавшем огромном водном пространстве плавали две утки. Одна из них решила сотворить землю из ила(в другом варианте из тупрака—глины). Вторая нырнула и со дна принесла ил в клюве. Первая утка стала разбрасывать его по воде и появилась земля. Вторая утка, выйдя на сушу, стала разбрасывать камешки и появились горы. В другом варианте мифа о происхождении Земли записанного в Вагайском районе Тюменской области в с. Карагай говорится следующее. Плыли когда-то по большой воде прекрасные, небесные кони. Где они касались копытами дна, там всплывал ил. Из него и образовалась земная твердь. В Тарском районе Омской области в д.Атачка поведали следующую легенду. Верховный бог Тэнри послал свою птицу Лебедя—Ак Коша достать со дна моря—Тингиса землю. Лебедь это сделал. Когда Земля образовалась, поселил на ней Тэнри вначале духов—Шайтанов( в другом варианте—Ишей или Ешей). Они не слушались его и он прогнал их в дремучие леса. Потом из глины—тупрака он создал первых людей—Тэнри калык(«народ Тенгри»). А лебедь стал священной птицей. О почитании лебедя у сибиров говорит тот факт, что до сих пор его убийство считается страшным святотатством. Довольно хорошо представлены мифологические представления сибиров Среднего Прииртышья, связанные с почтительным отношением к Небу, Солнцу и Звёздам. Об этом свидельствуют такие их пословицы. «Открыл глаза—упомяни Солнце и Небо»; « Железный кол( Полярная звезда)—твой старший отец»,--эти примеры говорят о том, что предки сибиров когда-то почитали Солнце, Небо, Луну, Полярную звезду считая их даже тотемами. У курдакско-саргатских сибиров даже сохранились предания о поклонении Солнцу как зачинателю всего живого на земле. По поверьям бытующим в селениях сибиров Среднего Прииртышья звёзды—йылтыслар это души алыпов—богатырей вознесённых на небо после смерти. Считается, что и у каждого человека есть своя звезда. По представлениям сибиров, Небо, Земля, Солнце, Луна и Звёзды образовались от утиного яйца. Подобные воззрения встречаются и у других народов. О происхождении Луны и пятен на не существует целый ряд легенд. По одной легенде Луна когда-то жила на земле и была падчерицей у злой мачехи. Злая мачеха издевалась над ней. Тогда Бог сжалился над ней и поместил её на небо. В других вариантах говорится о несчастной девочке Зухре которую злая мачеха заставляла носить воду в бездонную бочку. Луна сжалилась над девочкой и забрала её к себе. Поэтому иногда на Луне можно увидеть Зухру с коромыслом и двумя вёдрами. Мир по другим поверьям сибиров Среднего Прииртышья создан Богом—Аллахом( в других вариантах имя Бога—«Ходай», «Тэнри», «Тенгер»). Аллаху в создании мира по одной версии мифа помогали духи—ия( Урман иясе—Дух-Хозяин Леса, Ут иясе—Дух-Хозяин Огня и др.). Без духов-ий уверены сибиры - мир существовать не может. По другой версии мифа Аллаху мир сущий-Тонья создавать помогли пророки-пайгамбары Таут, Сулейман, Сулькарнайн и др. Поэтому Тауту он отдал горы, Сулейману воды, а Сулькарнайну землю. По данным мифологических сказок сибиров Вселенная состоит из трёх миров—подземного( Ераста Тонья), земного( Тонья) и небесного( Югары Тонья) царств. Подобные представления отмечены и у других тюркоязычных народов—казахов, казанских татар, башкир, алтайцев, хакасов, шорцев, якутов и тувинцев.
Подводя итоги надо сказать, что в фольклоре сибиров Среднего Прииртышья отразились их своеобразные представления о происхождении мира. Несмотря на локальные особенности и влияние исламского мировоззрения они имеют много общего с мифологией других тюркских и нетюркских народов. Таким образом, они дают ценную информацию в изучении традиционного мировоззрения сибирских тюрков в целом.


Вернуться на "история"

Хостинг от uCoz