СЫБЫРЛАР СИБИРЫ  

СЫБЫРЛАР
СИБИРЫ
В II веке началось движение племен хуннов через Западную Сибирь, которую населяли финно-угорские и прототюркские племена. В результате смешения хуннов с местным населением за два столетия сложился народ «сибир». В составе вновь образованного гуннского союза в середине IV века сибиры двинулись в Европу, после смерти Аттилы их кочевая империя распалась. Распалось государство, но не составлявшие его народы. Сибиры упоминаются в источниках VI века: их объединение было разбито иранскими войсками, и политическое первенство в восточно-европейских степях перешло к хазарам.
История Западной Сибири шла своим чередом. Здесь по прежнему проживали сибиры. Сибиры (сыбырлар) часто упоминаются в сказаниях, с ними связывают остатки древних поселений, обнаруживаемые осколки керамики (называемой «сыбыр-таш» - камни сибиров). Одно из захоронений воинов, погибших, согласно преданию, в боях с дружиной Ермака, называется «сыбыр-сиярат» – кладбище сибиров. С середины VI века западносибирская лесостепь вошла в состав Первого тюркского каганата, затем – в VII веке – Второго тюркского каганата, в VIII веке – Уйгурского каганата, в IX веке Кыргызского каганата.
На рубеже IX - X веков в Прииртышье сложилось собственное государство – Кимакский каганат, в котором согласно арабским источникам, существовало 16 городов. С X века сибиры вошли в состав центрально-азиатских киданей (с того времени ханты и манси стали называть сибиров хотанами). В XI веке сибиры создали свое самостоятельное государство со столицей Кысыл тора, которая находилась на берегу реки Ишим (близ села Усть-ишим Омской области). В XII веке государства сибиров были связаны политическими узами со среднеазиатскими кыпчаками и державой Хорезмшахов.
Монгольские завоевания XIII века территорию лесостепного Прииртышья почти не затронули, но местные жители стали данниками монгольских ханов. Сибиры вошли в состав улуса Джучи, затем Кок орды (Синей орды). В XIV веке территория Нижнего Прииртышья называлась одним из туменов (десятитысячным войсковым объединением) Кок орды, а позднее с распадом Орды обособилось как ханство Туран (Тюменское ханство) со столицей Цымгы тора (Тюмень), возглавляемые потомками Шыбани хана (брата Батыя). В XV веке политическое господство монголов настолько ослабло, что в Туране произошел переворот: монгол-чингизид хан Ибак был убит, и власть сосредоточилась в руках Мамета – представителя местной аристократии династии Тайбугинов. Мамет основал столицу на Иртыше, получившую название Сибирь (Искер, Кашлык). С приходом местного аристократического клана столица получает исконное имя народа – «Сибир» (Сыбыр). Позднее это название было перенесено на всю Зауральскую часть России. В XVI веке власть перешла снова к потомку Шыбани хана Кучуму (Куцем кан).
С падением Казанского и Астраханского ханств началась активная колонизация русскими Урала, что сильно беспокоило сибиров. Организовывались походы ханских войск на колонии купцов Строгановых. Строгановы же для обороны нанимали к себе на службу казаков.
После удачного набега дружины казаков Ермака на Сибирь в 1581 году происходит ослабление центральной власти, что потом способствовало быстрому захвату Сибири войсками Московского государства. Часть местного населения признала власть Москвы, другая часть поддерживала династию Кучума и вела национально-освободительную борьбу, которая продолжалась вплоть до XVIII века.
Таким образом, история государственности сибиров, в составе тюркских империй, а так же в собственных самостоятельных ханствах, насчитывает XI веков.
В составе России сибиры имели свои национальные волости по родовым названиям, имели свои суды и местное самоуправление. С приходом к власти большевиков была предпринята попытка ликвидировать сибиров как народ.
Были упразднены национальные образования, запрещалось хранения литературы на родном языке.
Традиционная культура сибиров уникальна. Это обнаруживается и в традициях природопользования, и в промыслово-животноводческой практике, и в нормах общинной жизни, и в мировоззренческой системе. Специалисты тюркологи отмечают самобытность сибиров. Уникален сам язык сибиров сохранивший многие элементы древнетюркского языка.
Основная масса сибиров проживает на своих родовых землях в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Томской областях. Многие сибиры сохранили свои родо-племенные самоназвания. Например, в Омской области проживает три старших родовых объединения сибиров ырыулар (аймаклар, олло тогомнар): Айалы - Большереченский, Тарский, Колосовский, Муромцевские районы; Куртак – Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский районы; Параба – районы, граничащие с Новосибирской областью. В Новосибирской области проживают представители ырыулар Параба, Чат(Цат) Айалы(Айалу), а в Томской ырыулар Эушта, Чат(Цат), Калмак.
Проблема развития языка и культуры сибиров является и на сегодня самой острой в Сибири. Умирает старшее поколение, которое помнило сказки, предания, песни и дастаны. Признает ли теперь новая власть право на существование? Появится ли правовой статус у народа? Где взять деньги на развитие? Эти и многие другие вопросы остаются пока без ответа.


Вернуться на "история"

Хостинг от uCoz