Отражение в исторических и фольклорных источниках межэтнических контактов барабинских, курдако-саргатских и аялинских (тарских) сибиров с казахами.
Д.М.Айтбаева, Р.Ф.Уразалеев
Омск, государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Проблема межэтнических контактов сибиров с другими тюркоязычными народами не раз затрагивалась в научной литературе. В нашей работе мы попытались охарактеризовать некоторые аспекты межэтнических взаимоотношений барабинских, курдакско-саргатских и аялинских сибиров по материалам исторических и фольклорных источников. В прошлом указанные группы сибиров имели с казахами не только прямые этногенетические связи, но и в какой-то мере общую историческую судьбу, входя в состав различных тюркских военно-политических объединений XIII-XVI вв. («государство Дашт-и Кипчак» или Улус Джучи, «государство кочевых узбеков», Казахское и Сибирское ханства).
Под барабинцами в этнографической литературе принято понимать тюркоязычное население междуречья Оби и Иртыша, а под курдако-саргатами и аялинцами – две группы сибиров, проживающих в Омской области и в Вагайском районе Тюменской области. В написании работы были использованы работы как теоретического характера по данной проблематике (труды Н.А.Томилова, Ф.Т.Валеева и др.), так и фольклорные тексты архива Музея археологии и этнографии ОмГУ.
Исторические связи казахов с населением южных районов Западной Сибири имеют древнюю историю. Отдельные подразделения казахских племён, такие как кереи, найманы и аргыны уже проникали в регион в XIII-XIV вв. Эти сведения подтверждаются и фольклорными материалами. Так, в известной казахской эпической поэме «Елiмай» упоминается, что в устье Оми в XIII в. располагалась зимовка курман кереев [1]. В дальнейшем, казахи могли соприкасаться с предками сибиров в период религиозных войн в Прииртышье конца XIV в., входя в состав 1700 героев хана Средней Орды Шейбана [2]. В прошлом у казахов даже бытовала легенда, отражающая, на наш взгляд, события того времени. По легенде, некие воины постоянно воевали с неверными с единственной целью – обратить их в ислам. Эти воины назывались «газихак», то есть правдивые или верные воители за веру. Потомки их стали называться «гази-хак», или сокращенно «газак» или «казах». Якобы эти «гази-хаки» и являются предками казахов [3].
В XV-XVI вв. казахи уже более активно заселяли сибирские равнины. Одно время они наравне с предками сибиров и узбеков входили в объединение кочевников «узбеков» Абулхаира, когда тот боролся со своими противниками в казахских степях на р. Тобол, бывал в Чимга-Туре (Тюмени), имел там своего ставленника и владел областью Тара [4]. Какая-то часть сибиров, вероятнее всего, вслед за Абулхаиром продвинулась впоследствии на юг и вошла в состав казахов Средней (аргынской) Орды. Так у казахов-аргынов бытовало предание, что одним из приближенных был знаменитый батыр Кобланды из рода кара-кыпчак. Кара-кыпчаки в описываемое время наряду с ктанями (хотанами), ногаями и иштяками по сибирским преданиям проживали на территории современного расселения курдакско-саргатских и аялинских сибиров.
Существует изложенная в легенде версия о том, что отцом родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый Чингисханом [5]. Известно, что вместе с Кучумом в завоевании Сибирского ханства наряду с узбекскими и ногайскими военными отрядами приняли участие и отдельные родовые подразделения казахских племён (жалаиры, аргыны, алчыны). Сам Кучум и все члены его рода, так называемые шейбаниды, были в основном выходцами из Средней Азии и Казахстана. Какая-то часть коренного населения, естественно, оставалась на прежних местах и смешивалась с пришельцами-завоевателями. В одной из сибирских легенд об основании д. Кускуны Тевризского района Омской области говорится о том, что во времена хана Кучума сюда пришли каракалпаки (казахи?) и прогнали живших здесь остяков[6]. Рядом с Кускунами находится другая деревня сибиров Байбы, в прошлом известная как Байбахтинская. Этноним байбахты встречается как родовое подразделение не только у каракалпаков, но входил в состав казахов-алчынов младшего Жуза.
Курдакскую подгруппу курдако-саргатских сибиров образовало племя курдаков(кауртак). Этот этноним известен и как название группы узбеков-локайцев, проживающих в южных районах Таджикистана. Б.Х.Кармышева пишет, что курдаки сибиров «… жили в непосредственном соседстве с казахами Среднего Жуза, имели с ними некоторое родство в происхождении и общую историческую судьбу на длительном отрезке времени, когда они входили в улус Джучи, его сына Шейбана, а позднее Абулхаира[7]. Относительно узбекских курдаков Б.Х. Кармышева считает, и с ней согласен Н.А.Томилов, что это осколок рода курдак сибиров, который «…пристал в своё время к одному из аргынских (казахских – Н.Т.) родов, вошедших впоследствии в состав локайцев»[8].По всей видимости, часть курдаков и живших рядом саргатов вошла в состав казахов и узбеков после разгрома русскими хана Кучума. В Казахстане в районе г. Кызыл-Орда в селении Жанадарья живут потомки сибиров, казахи рода саргасы.
У аялинцев существует предание о том, что какая-то их часть вместе с Кучумом ушла в Барабу и смешалась там с местными сибирами. Тугумы с названием аялы были зафиксированы в недавнем прошлом учёными в двух деревнях барабинцев – в Усманке и в соседней д. Альменевой [9]. Подтверждением вхождения части барабинцев в состав казахских племён является аул Большой Искат (Бараба) Щербакульского района Омской области, где живут потомки барабинцев, причисляющие себя к казахскому роду бараба [10].
Возвращаясь к аргынам, надо отметить, что помимо казахов, узбеков они вошли в состав сибиров. Учитывая то, что в государствах постзолотоордынского круга аргыны занимали высшие посты в иерархии власти вплоть до советников ханов-карачей, можно предположить, что в Западной Сибири они также играли ведущую роль в политической и общественной жизни Тюменского, а позже - и Сибирского ханства.
Казахские ханы не раз сталкивались с Кучумом с целью расширения границ своих кочевий на севере и ослабления на юге Бухары – основного союзника Сибирского ханства. У барабинских и аялинских сибиров сохранились исторические предания о войнах с казахами во времена хана Кучума и в более поздние времена. Народная память донесла до нас имена таких батыров-барабинцев, отражавших набеги казахов, как Карамальгаль, Окляга, Кунурбай, Карамонча, Насик [12]. У аялинцев в преданиях также бытуют сюжеты о столкновениях с казахами из-за летних пастбищ – йэйлэу на р.Омь. По словам бывшей жительницы д.Большие Мурлы (Олы Куля) Ф.Г.Лукмановой (1949 г.р., г. Омск) казахи часто нападали на селения аялинцев, уводили скот и людей, занимали родовые пастбища по р. Омь. В казахских легендах также отражены эпизоды об отдельных военных набегах. В одной из казахских легенд говорится о том, что отставшие от своей орды три брата отправились через р.Ишим на север и похитили у какого-то народа трёх красавиц, возвратились с ними на Ишим и стали там жить. Потомки братьев образовали три казахских Жуза [13]. Под неведомым народом можно подразумевать и тюркоязычные группы, образовавшие сибиров[14].
В конце XVI в. всвязи с колонизацией Сибири Россией сомкнулись границы казахских ханств с северным соседом. Между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась торговля. Торговые пути из Тобольска, Тары в среднеазиатские государства проходили через казахские степи. Но с начала XVII в. экономические и политические связи казахских ханств с Россией стали затрудняться из-за вторжения джунгар в районы Северного Казахстана. Поражения от джунгарских войск приводили казахов к необходимости искать союзников. Русские в этот период продвинулись уже далеко на юг, вплоть до Ямышевского озера. Часть казахов стала переселяться на север под защиту Русского государства. Некоторая часть казахов проникла в Сибирь в XVII-XVIII вв. в составе бухарцев.
«Бухарцы - по определению Ф.Т. Валеева, - «…обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, переселившихся из Средней Азии в районы Западной Сибири в XVI-XVIII вв.»[15]. Интересно, что в целом казахов (подразумеваются разные слои населения, от зажиточных скотоводов и частично теленгутов – служилых людей – до бедных казахов) называли собирательным термином «бухара». Возможно, это облегчало вхождение казахов в состав сибирских бухарцев - социальный термин «бухара» мог затем переосмысляться как этническое самоназвание. [16]. Бухарцы, как известно, были одним из важных компонентов в составе аялинских и барабинских сибиров. Наличие тесных контактов аялинских и барабинских сибиров с казахами во многих сферах материальной и духовной культуры не раз отмечалось исследователями. Родословные записи (шаджара) отдельных семей как аялинских, так и барабинских сибиров также свидетельствуют о существовании этногенетических связей отдельных родов сибиров с казахами [17].
Подводя итоги, надо сказать, что барабинские, курдакско-саргатские и аялинские сибиры на протяжении своей истории вступали в тесные межэтнические контакты с представителями разных казахских родов и племён, и это нашло своё отражение не только в фольклорных материалах и исторических источниках, но и в схожести некоторых черт материальной и духовной культуры.

1. Ахметова Ш.К., Ермекбаев Ж.А. Формирование казахского населения Западно-Сибирской равнины //Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1998. С.252-253.
2. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаудина против иноземцев Западной Сибири //Ежегодник Тобольского губернского музея. 1904. Вып. XV. С.20-21; Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI начале XX в. Новосибирск,1992. С.74.
3. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. Алма—Ата, 1990. С.31.
4. Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1969. С. 104.
5. Томилов Н.А. Указ. Соч. С.75.
6. МАЭ ОмГУ. Ф.I. П.2-2.К. 858-859, К.626-627.
7. Кармышева Б.Х.Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976. С.233.
8. Кармышева Б.Х. Указ. Соч. С.234; Томилов Н.А. Указ. Соч. С. 43.
9. Томилов Н.А. Указ. Соч. С. 51.
10. Ахметова Ш.К., Ермекбаев Ж.А. Указ. Соч. С. 253.
11. Томилов Н.А. Указ. Соч. С. 43.
12. МАЭ ОмГУ. Ф.I. П.3-1. К.186, 274; П. 3-9. К.4,5,6,7,14.
13. Ахметова Ш.К., Ермекбаев Ж.А. Указ.соч. С.253.
14. Томилов Н.А. Казахи Западной Сибири в XVI-XX вв.// От Урала до Енисея. Томск, 1995. С.68.
15. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993. С.26.
16. Томилов Н.А. Указ.соч. С.69.
17. Валеев Ф.Т. Указ. соч.С.32; Корусенко С.Н., Кулешова Н.В. Генеалогия и этническая история барабинских и курдакско - саргатских татар. Новосибирск, 1999. С.58.


Вернуться на "история"

Хостинг от uCoz