ИСТОРИЯ ПЕРВОЙ СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ г.ОМСКА
По материалам историка–краеведа Турсунова И. А.

После колонизации, Сибирь не сразу стала мирной землей. В то время это был край военных крепостей и гарнизонов. Вольнолюбивые жители Сибирского ханства долго не признавали власть белого христианского царя, потерю своих лучших плодородных пахотных и степных земель, богатых пушным зверем угодий. Власти новой колонии устав от бесконечных стычек с аборигенами, искали мирные способы сосуществования.
После выхода известного «Устава о сибирских киргизах» Западно-Сибирское генерал губернаторство начинает активно продвигаться в глубь казахской степи. В начале 1824 года не без труда были образованы Каркакалинский и Кокчетавские округа.
Предвидя возможные противоправные действия со стороны султанов, тем более что в соседнем Оренбургском ведомстве не первый год бушевали волнения, генерал-губернатор М. М. Капцевич в мае 1823 года отдает приказ командиру Сибирского инженерного округа инженер-полковник С. А. Булыгину подготовить документы на строительство в Омске мусульманской мечети. Строительство мечети должно было продемонстрировать лояльность и заботу Российского правительства в отношении колонизируемого населения.
В январе 1824 года Булыгин по плану архитектора А. М. Скородумова составили смету на строительство мечети на сумму 594439 рублей. Сибирский комитет Министров внутренних дел одобрил просьбу Капцевича в строительстве в Омске мечети и дал заключение: «Комитет, приняв с уважением, что Омск утвержден ныне главным местом области, в которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы произведен не в один год вдруг, но рассрочен будет на два или даже на три года». Власти приняли решение построить мечеть при выезде к г. Семипалатинску, но местные мусульмане попросили Капцевича построить мечеть в Ильинском форштадте. Мусульмане Омска внесли пожертвования на строительство мечети, большую сумму в 3384 рубля, внес и генерал-губернатор М. М. Капцевич.
В 1827 году залили фундамент и возвели стены до окон, к следующему строительному сезону с Иробицкой ярмарки закупили все необходимые материалы. На стройке работало в разное время до 50 человек получая за свою работу от 60 копеек до 2 рублей в сутки. Хотя Капцевич уменьшил купол мечети с 5,5 сажень до 4, мечеть выглядела красиво: минарет и купол были окрашены в зеленный цвет, три золоченных шпиля с шарами завершались полумесяцами из белой жести, окна украшали ажурные решетки. Высота минарета составляла 13 метров, главного купола 14 метров. Отоплялась мечеть голландскими печами.
Для открытия мечети 1829 году был приглашен священнослужитель – ахун Мухаммед Шариф Абдрахманов, который впоследствии завоевал большую популярность среди огромного степного края. Мечеть стала гарантом для многих родителей, что их дети, обучаясь в омских учебных заведениях не поменяют веру.
Тем временем волнения в степи продолжались и становились все ожесточеннее. Когда меры административного воздействия были исчерпаны генерал-губернатор П. Д. Горчаков обращается с просьбой к ахуну Омской мечети успокоить население активно поддержавшего восстание Кенесары Касымова. В урочище Кара-Агач недалеко от Акмолинска ахун Мухаммед встретился с местной знатью, которая встретила, как подобало его сану, он во многом предсказал исход волнений и просил всех вернуться на места прежних кочевок. Те, кто послушался ахуна откочевали поближе к пограничной линии.
В годы советской власти разрушались христианские и мусульманские храмы, была разрушена и соборная мечеть Омска в 1964 году. Ныне на месте мечети построен магазин «Топаз». Сейчас в г. Омске за счет государства восстанавливаются разрушенные христианские церкви и часовни, мы только рады за наших братьев христиан. Но однобокий подход в этом сложном деле просто недопустим. Ведь Омская соборная мечеть являлась исторической частью города и тоже должна подлежать восстановлению наравне с христианскими храмами. Мусульмане Омска полноправные граждане России, трудолюбивые и честные люди, старшее поколение аксакалы защитили страну в Великую Отечественную войну. Они надеются на мудрость и благоразумие местных властей.


Вернуться на "история"

Хостинг от uCoz