ПРАЗДНИКИ  

12 летний животный календарь у сибиров (сибирских татар)
1.Цыцқан йыл – год мыши.
2.Сыйыр йыл – год коровы.
3.Парыс йыл – год тигра.
4.Қуйан йыл – год зайца.
5.Палық йыл – год рыбы.
6.Йылан йыл – год змеи. 7.Йылқы (ат) йыл – год лошади.
8.Қуй йыл – год овцы.
9.Пицен йыл – год обезьяны.
10.Тауык йыл – год курицы.
11.Эт йыл – год собаки.
12.Тунқыс йыл – год свиньи.


ТЕЛӘК ПАЙРАМ
Время проведения: июнь, начало июля.
Мы любим участвовать во многих национальных праздниках русских, немцев, украинцев и других народов, но забываем о своих родных корнях, о наших предках, о своей культуре.
Это древний красивый и очень нужный для возрождения духовной культуры сибирских татар праздник. Необходимо сделать его официальным общенародным праздником сибирскотатарского народа. В программе праздника можно сделать конкурс на лучшее благопожелание в стихотворной форме, среди участников. Надеюсь получить от вас поддержку дорогие соотечественники.
Праздник благопожелания Теләк пайрам ( шөкрәнә, күк теләк) был широко распространен среди сибиров (сибирских татар). Праздник восходит к общетюркским тенгрианским обычаям и обрядам. Теләк пайрам начинался обычно после завершения сева и появления всходов яровых. Существовала постоянная ежегодная форма и эпизодическая при засухе или других природных катаклизмах.
Жертвенное животное - телку или бычка, реже лошадь или овцу, покупали на подворно со¬бранные средства. Иногда жертвенное животное выделяли деревенские богачи. Обряд проводили возле деревенской ме¬чети, кладбища, либо на берегу реки или на краю деревни. Организаторами выступали старики. Сам обряд жертвоприношения проводили мужчины, предварив его исполнение чтением мусульманских молитв. Обряд сопровождался пожеланиями благо¬получия, хорошего урожая и здоровья – теләк әйтеү. Пожилые женщины в больших котлах на костре отва¬ривали мясо, а бульон заправляли либо лапшой - онаш, либо рисом - көрөц. Руководила ими старая, уважаемая в де¬ревне женщина – нәнә, әби, қарт пицә. Собирались все желающие жи¬тели деревни, принося с собой посуду. Кости жертвенного животного не ломали. Их собирали в ведро, по окончании тра¬пезы бросали в реку. Затем начиналось обливание водой, различные игры (массовые игры, конные скачки, борьба, традиционные соревнования по стрельбе из лука).

БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ - ТЕЛӘКЛӘР

Йамқыр, инэм, йау, йау,
Пескә ацлық килмәсен,
Ацтан қалык үлмәсен,
Вафа кебек йерләрне,
Иц пер әтәм күрмәсен...

Йамқыр йаусын, ашлықлар пулсын
Раббым, тәңрем, аллам
Шипасыман йамқырлар пир

Йамқыр йаусын,
Ашлықлар уңсын,
Хайваннарға сөт пулсын.
Ауырулар пулмасын,
Нараситалар пәғетенә


Пала-пакраларга, ил-миргә, патишәләргә тыныцлық, саулықи пирсен.

Үткәргән теләкләрем кабул пулсын, әрғайсына татулық, тигеслек, тапқан малларының
пәрәкәте пулсын.

Ил — тыныцлық өцөн, ул — қысларның исәнлеге өцөн, саманаларга сабырлық пир

Йер-су ийәләренә, йақшыларға, искеләргә, астаналы йерләргә
Пы теләкләрем пирелә.

НАУРУС ПАЙРАМ (АМАЛЬ, ЙЫЛНЫҢ ПАШЫ) В КАЛЕНДАРЕ СИБИРОВ
(СИБИРСКИХ ТАТАР)
Время проведения: 21 – 22 марта.
Наурус или Әмәл древний новогодний праздник сибиров, до наших времен сохранился у многих тюркских народов. Праздник приходился на период, когда обозначались первые признаки пробуждения природы. После холодной зимы приближение весны встречали как праздник возрождения природы и новой жизни. Поэтому сибиры и другие тюркские народы называли его периодом Рождения. В домах наводили порядок, а вечером за праздничным столом провожали старый год и ложились спать. Утром 21(22) марта наступал настоящий праздник - Новый год (Наурус пайрам). В древности важной частью праздника был обряд жертвоприношения духам предков. Каждый совершал эти жертвоприношения соответственно своему положению и состоянию. Каждая семья старалась как можно лучше угостить духов своих предков. После жертвоприношения начинались новогодние застолья, а также полные особого смысла и магического значения игры, хождения из дома в дом и взаимные поздравления, благопожелания старших и младших старшим, обмен подарками, что имело особую важность в системе тюркской культуры.
Новогодний праздник Наурус сибиры отмечали особенно торжественно и весело, так как считали, что каким будет первый день Нового года, таким будет и весь год. Поэтому, устраивали народные гуляния, массовые игры, конные скачки, борьбу, традиционные соревнования по стрельбе из лука. В новогодней обрядности было много шуток, игр.
После торжеств Нового года жизнь постепенно входила в обычное русло, скотоводы и крестьяне начинали готовиться к весенним работам. В настоящее время религиозное значение этого праздника под влиянием Ислама уже забыто и Наурус сейчас воспринимается просто как национальный народный праздник.
По воспоминаниям сельчан молодежь и взрослые с раннего утра ходили от дома к дому стучали в ворота с возгласами:
Әмәл! Әмәль!(Наурус! Наурус!)
Пер колцәсен айаған
Артын йергә тайаған!
Наурус көн йас пулыр,
Күктә полот ас пулыр,
Пылбыл қош қаныт цәйнәр,
Қарғаның эце қайнар!

В ответ хозяева дома выносили праздничные блюда, приготовленные на основе теста (туғац, паурсақ, көлцә), конфеты, мелкие деньги. Каждый хозяин старался показать свою щедрость, чтобы в Новом году дом был полной чашей, чтобы год был урожайным, чтобы счастье не отвернулось от семьи.
Новый год проводится согласно тюркскому 12 летнему календарному циклу.

ЦЫМ ПАЙРАМ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕДКОВ
Время проведения: апрель – начало мая.
Цым пайрам один из древнейших праздников сибиров. Он пришел к нам из тех времен, когда наш народ исповедовал общетюркскую религию – тенгрианство.
Праздник начинается с конца ледохода на реках, когда почва (цым) уже подсыхает. Это примерно конец апреля или начало мая. Рано утром жители аула идут на кладбище. Очищают могилы и поправляют оградки. Вместе с муллой читают поминальные молитвы предкам до седьмого колена. Первым читают молитву недавно умершим родственникам. Заранее заготавливают, покрашенные луковой кожурой, яйца. Приносят их обычно в специальном мешочке – қалта. Яйца съедают, а кожуру разбрасывают над могилами. В некоторых селениях над местами умерших сеяли цветы, устанавливали специальные столбы (пағана).
Затем в домах проводят қатым (обряд почетания предков). Готовят национальные блюда (пиш пармақ, паурсақ, туғац, муйыл пурәк, йеләк пурәк, пәрәмец, пәлеш и т.д.) и различные сладости. Приглашают на чаепитие родственников, знакомых, муллу или человека знающего молитвы, до принятия мусульманской религии эти обязанности обычно исполнял кам - человек проводивший тенгрианские молитвы и обряды. Детям раздают конфеты и крашенные яйца. Использование в обрядах яйца встречается у многих народов мира. Яйцо считается символом новой жизни и мироздания.
Когда произносят имена умерших предков, обычно приговаривают:
Йаткан йере йарық пулсын, В могиле, чтобы светло было,
Оцмақ ишеге ацық пулсын. Ворота в рай, чтобы открытыми были.

Пока Цым не пройдет нельзя начинать вспахивать землю, подрезать деревья. В каждой деревне есть свои особенности проведения этого праздника.

КАРҒА ТУЙ (ПАҚЧАР ПУТҚА) – ДЕНЬ ПРИЛЕТА ГРАЧЕЙ
Время проведения: март месяц.
Карға туй древний весенний праздник сибиров (сибирских татар) входивший в комплекс новогодних праздников (Наурус, Цым, Карға туй). Проводился он во время весеннего перелета птиц. Молодежь собиралась у кого-нибудь дома. Заранее договаривались, кто принесет: крупу, масло и молоко.
В хороший солнечный день варили кашу. Часть каши раскладыва¬ли на столбы ворот, заборов, приговаривая:
«Қара карғаға аш пулсын, ала қарғаға таш пулсын» - пусть грачу будет пищей, а вороне – камнем.
Потом забирались на крышу дома или сарая (тубәлек пашына) и там дружно съедали кашу.
Таким образом, зазывали в родные края тепло и солнце. Согласно древним поверьям грачи на своих крыльях приносили после долгой зимы тепло и пробуждение природы.
Источники:
Р.К.Уразманова «Годовой цикл традиционных обрядов и праздников сибирских татар»/ Сибирские татары.Монография-Казань:Институт истории АН РТ, 2002.-240с.
Баязитова Ф.С. Себер татарлары-Казан: Фикер,2001.-310б.
Личные материалы автора.

Пурехан Сыбыр, г.Омск.


Главная

Хостинг от uCoz