статья Уразалеева Руслана, г.Омск
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ФОЛЬКЛОРЕ КУРДАКО-САРГАТСКИХ СИБИРОВ
В фольклоре курдако-саргатских сибиров бытует круг сюжетов отражающих нормы народной этики, служащих средством воспитания определённых норм поведения и отношений людей, как между собой, так и к отдельным явлениям жизни.
Цель данного сообщения заключается в попытке выявления в фольклоре сибиров Тевризского района тех моментов, которые посвящены проблемам воспитания подрастающего поколения в настоящее время.
В качестве материала использованы личные записи пословиц, поговорок и разных словообразовании сделанные в июле 2002 года в деревнях Кипо- Кулары,Тайчи, Тавинск и Азы Тевризского района Омской области.
Условно, приведённый ниже материал можно разделить по следующим частям:
1) отношение к школе, к учебному процессу;
2) отношение к старшим, к родителям;
3) отношение к родной земле;
4) отношение к труду;
5) предупреждение детей о наказании за плохое поведение;
6) поощрение за хорошее поведение и др.
Отношение к школе, вообще к учебному процессу местные сибиры выразили следующим образом:
Угыу - ул кецкеня энямян……Учиться - это как маленькой иглой мёрзлую
мосло йерне касыу шигелле….землю копать.
Мяктяп йаманка ойрятмяс……..Школа плохому не научит.
Угыган кеше оцмакка лягяте…Учёный человек попадёт в рай.
Почтительное отношение к родителям передаёт такое выражение:
Атаман-иня пер геня пулатылар….Отец и мать бывают только раз.
Если младший с неуважением относится к старшим его порицают таким укором:
Оллоно олло пел, кецене кеце пел….Знай кто старше тебя, кто младше.
Любовь к родной земле внушают такие слова:
Пашка ертя кан пулгынцы,……Чем быть в другой земле ханом,
усенен йертя солтан пул………..лучше быть в своей султаном.
О труде говорят:
Эштян эле перяутя улгяне йок……От работы ещё никто не умирал.
О ленивых людях, которые не желают трудиться говорят таким образом:
Сусылып йёрей…….Ходит слоняясь.
Алма пеш, ауысыма теш……….Яблоко поспей и в рот мне упади.
Эржек кебек ир,…………………….Такой здоровый детина и ничего
пер нимя тя эшлисей келмяйте…….не хочет делать.
Если ребёнок ( человек) не хочет научиться, правильно выполнять какую бы то ни . было работу ему говорят:
Пийемягян айуны та пийергя ойрятяляр……И медведя, который не танцевал
…………..………………………………………можно научить танцевать.
Предупреждения детей о наказании за плохое поведение носят следующий характер:
Йылысый килгян пала, атасынын…..Если ребёнок хочет плакать,
сагалыман уйный…………………….он играет с бородой отца(старшего).
Тагын алай кылсан, иманны угытам.……Если ты ещё так поступишь, заставлю
………………………………………………тебя веру чтить (т.е. побью).
Сыртына пирям тыныцланмасан………Твою шею угощу, если не успокоишься.
Сёйёкгян эля кыцый……………………Наверное, у тебя кости чешутся.
Куй майынны цыгарам……………….Выжму твой овечий жир (т.е.накажу).
Которсан эптялгя пирям……Будешь беситься отдам «обрезателю»
…………………………………(старику, который делает мусульманское
..………………………………..обрезание крайней плоти).
Если ребёнок требует что-то и нет возможности купить по материальным
причинам, то говорят:
Алырмын, кысыл кар йауса………….Возьму, когда красный снег выпадет.
Если дети шалят, то обращаются к ним со следующими словами:
Уйын пер пулаты, усырак ике………..Играют раз, а газы выпускают дважды.
Нимя турбия шигеллек цабасын……..Что скачешь как дикая лошадь.
Тиуана кебек ней кыйланасын………..Что ведёшь себя как сумасшедший.
Во время поощрения ребёнка ему говорят следующее:
Йёряк кисягем………………Кусочек моего сердца.
Йёряк майым……………….Масло моего сердца.
Мя пуляк , куйаннар урманан………Возьми подарок, зайцы из леса тебе вручили.
синя пиртеляр
И так, в фольклоре курдако-саргатских сибиров существуют сюжеты, отражающие нормы народной этики, требования к подрастающему поколению придерживаются определённых норм поведения. Особую роль играют при этом пословицы, поговорки и разные словообразования.